В результате одного из семейных вечерних разговоров оформилась мысль, что 20-25 лет назад медицина сделала качественный, практически революционный, рывок в своем понимании процессов, происходящих в человеческом теле, соединив это понимание с научно-техническим прогрессом (пресловутыми высокими технологиями). Именно с этого момента российскую медицину от западной, вместо небольшого оврага, стала разделять стремительно расширяющаяся пропасть, на глазах превращающаяся в бездну. Мы потеряли знания.
Оставшиеся крупицы знаний не сохраняются. Потому что мы так и не сформировали свою эффективную систему «как учить в вузах». Теперь мы опаздываем даже в мыслях.
Немногим более двух десятилетий назад бурно развивающиеся технологии начали менять ранее существовавшие много лет представления и подходы в акушерстве и гинекологии.
Что произошло?
- резко повысился уровень знаний о ранних сроках развития беременности
- в рутинную практику внедрилось определение сывороточного\мочевого ХГЧ
- появление и неуклонное увеличение доступности трансвагинального ультразвука высокого разрешения
- в модели «врач - пациент» все настойчивее зазвучали этические принципы
Результат - значимое изменение представлений о беременности раннего срока.
Как было?
Так же как послеродовый возраст ребенка начинает свой отсчет с момента рождения, пренатальный возраст начинается с момента оплодотворения.
Эмбриональный период затрагивает первые 8 недель после оплодотворения, в течении которых происходит органогенез (закладка органов и систем). После этого плод только растет.
Эмбриологи предпочитают термин «эмбриональный возраст» и оценивают его в соответствии с морфологическими изменениями, происходящими в различные периоды (морфологические этапы).
Клиницисты условно рассчитывают от 1 дня последней менструации (ПМЦ). Но при этом клиницисты точно знают, что женщина не забеременела во время последней менструации или во время овуляции. Женщина забеременела исключительно после зачатия. Отсюда: беременность - процесс происходящий внутриутробно во временном интервале между зачатием и рождением.
Как стало?
Соответственно термин «гестационный возраст» более приемлем для использования в гинекологической практике.
Введение в широкую клиническую практику трансвагинального УЗИ сыграло ключевую роль. Пациентка и ее родственники видят явный признак жизни - сердцебиение.
Хотя четкое различие в этапах внутриутробного развития эмбриона играет существенную роль в тератологии (науке о формировании пороков развития), мир признал, что в интересах пациентки более грамотно различать состояния эмбрион\плод на основании ультразвуковых критериев (регистрация сердечной деятельности плода и\или списка отзыва сертификатов (КТР) >10 мм).
Именно поэтому гинекологи и сонографисты говорят об «эмбриональном периоде» до момента появления сердечной деятельности плода. Сердцебиение «+» - плод. Фактически еще до окончания органогенеза.
Из этических же соображений поменялся подход к термину «аборт». Пациентке сложно понять почему одним и тем же термином называют как самопроизвольное, так и медицинское прерывание беременности.
В итоге.
С 2005 года в мире проводится пересмотр гинекологической терминологии с целью обеспечения ясности и точности при клинической оценке ситуации, ведении медицинской документации и оформлении информированных материалов для пациенток.
Суммарное представление в таблице:



Иногда хочется кричать от того, что знания и мировые тенденции гинекологические приходится «выгрызать» из множества имеющейся информации НЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ. Это не самообразование врача в полновесном смысле слова. Это самостоятельные, никем не направляемые поиски крупиц знаний для того, чтобы качественно заниматься любимым делом. Российским учителям Не благодаря, а вопреки. Спасибо ребятам, эмигрировавшим, но не забывающим собратьев по профессии в России.
В посте использованы материалы кембриджского издания 2010 г. «Ранняя беременность» под редакцией г. Фаркухарсона Рой и Мэри Д. Стивенсон
Journal information