medgyna (medgyna) wrote,
medgyna
medgyna

О поиске в интернете

О поиске медицинской информации в интернете периодически приходится писать всем. Сложно все. Сложно найти достоверную информацию и врачам, и пациентам. А если усложнить задачу - нужен только русскоязычный ресурс - то становится совсем кисло. У нас в клинике сейчас на стажировке доктор из Севастополя. Спрашивает, какими ресурсами пользуемся. Показали рубрикатор минздрава, показали UpToDate, показали ОМК, показали гин-эндо и еще кое-чего показали. С информацией для пациенток все гораздо сложнее. Я писала "О поиске правды Гуглом" не так давно, но тема эта неисчерпаема

Портал #толькоспросить, который я нежно люблю, написал пространный обзор в двух частях, который я процитирую в журнале. Тем более (сладкое бремя славы) упомянул меня в качестве достойного источника :)

ОЛЬГА КАШУБИНА
медицинский редактор «Только спросить»

Каждую минуту 5 тысяч человек спрашивают у «Яндекса» про здоровье. Но в поисковой выдаче то и дело наверх всплывают информационные токсины и шлаки. Рассказываю, на что смотреть, чтобы не напороться на ненадежную медицинскую информацию.
Эта статья открывает серию публикаций об эффективном поиске медицинской информации в интернете. Здесь я обозначаю базовые принципы, по которым оцениваю качество материалов о здоровье, опубликованных на русском языке.
Если вы из продвинутых «пациентов» и знаете, что такое «плацебо контролируемое исследование» или UpToDate, — подписывайтесь на наши новости и ждите следующих серий. А эту инструкцию перешлите родственникам и друзьям-ипохондрикам.

Источники
В идеальном мире качественный текст про здоровье — как адепт доказательной медицины: помогает разобраться в теме, нигде не обманывает и подкрепляет слова ссылками на надежные источники информации.
По степени надежности источники в доказательной медицине ранжируются в следующем порядке.
Уровни доказательств и их роль в медицине
1. Клинические рекомендации

Так выглядят клинические рекомендации Рабочей группы по профилактике заболеваний США (USPSTF) по скринингу рака груди
2. Научное исследование

Это - Кокрейновский обзор, рассматривающий эффективность стероидных препаратов при лечении гриппа. В градации научных исследований Кокрейновские обзоры - на самом верху, их выводам безусловно можно доверять.
3. Мнение эксперта

Самый ненадежный источник информации для медицинской статьи — мнение эксперта. Даже если автор цитирует министра здравоохранения региона, нет гарантии, что эксперт точен в своих суждениях и сам опирается на надежные источники информации.

Если ничего из вышеперечисленного в тексте нет — это тревожный знак. Включайте скептика и не спешите после прочтения нестись в аптеку или к врачу.
Плохо
Необходимо пить не менее 8 стаканов воды в день. Если не будете соблюдать эту норму — заболеете и будете плохо выглядеть.
Британские ученые доказали, что лимонный сок помогает при простуде.
Специалисты советуют в профилактических целях давать поливитамины зимой и весной детям, начиная с рождения.
Нормально

Согласно диетическим рекомендациям Национальной академии наук США, суточная норма жидкости в среднем составляет 2,7 литра для здоровой взрослой женщины и 3,7 литра — для здорового взрослого мужчины.
В одном исследовании было доказано, что употребление куриного супа может облегчить симптомы ОРВИ.
Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что у младенцев на искусственном вскармливании не может быть дефицита витамина D — он добавляется во все современные смеси и поступает в организм в достаточном количестве.
Где искать источники
В тексте — гиперссылками. Важно не просто подмечать их наличие в тексте, а убеждаться, что они ведут на клинические рекомендации или исследования. Довольно частый сценарий — когда ссылка ведет на толкование термина в словаре или на статью по теме на том же сайте.
"Медуза" ссылается на сайт Британской национальной службы здравоохранения (NHS). Это хороший ход: мнению NHS можно доверять.

Иногда можно не кликать: наводим на ссылку и в левом углу видим, что "Лайфхакер" ссылается на "Лайфхакер".

В конце — списком. Если в тексте статьи нет гиперссылок, загляните в ее подвал. Часто ответственные авторы размещают там отдельный список источников, особенно если их много.

Список использованных источников информации к статье на сайте гинеколога Татьяны Румянцевой.

Автор
Медицинские тексты бывают с подписью и без. Наличие подписи самой по себе не гарантирует, что перед вами хорошая статья: нужно изучать, кто ее поставил.
Врачи чаще пишут на сайтах клиник, специализированных порталах и в собственных блогах. А в СМИ выступают в роли комментаторов и экспертов.
Я рекомендую доверять текстам тех врачей, личность которых вы можете подтвердить без больших трудозатрат.
Погуглите имя и фамилию и сопоставьте найденную информацию с должностью и фото в тексте. Если соответствие есть — по крайней мере, теперь вы знаете, кто подготовил для вас материал.
Медицинские и научные журналисты привыкли писать о медицине и в курсе последних новостей и научных открытий. Они широко известны в узких кругах — читают просветительские лекции, пишут книги, выпускают теле- и радиопрограммы про здоровье. Поищите другие их статьи: если человек давно и много пишет или говорит о медицине — это хороший знак.
Коммерческие писатели наполняют текстом сайты клиник, медицинские порталы и пишут информационные статьи. Качество сильно зависит от уровня автора и от политики портала, на котором он размещается.
К примеру, статьи для «Только спросить» пишут в том числе и редакторы без медицинского образования. Но каждый материал проходит у нас двойную фильтрацию: через медицинского редактора и через врачебную комиссию. Поэтому бездоказательная информация в тексты не проходит.
Анонимы. Читать статьи без подписи — так же полезно, как слушать советы соседей по очереди в поликлинике. Есть вероятность, что рядом с вами окажется хороший врач (они ведь тоже иногда болеют) или медицинский журналист. Но скорее всего это будет просто человек со своим личным мнением, который, возможно, знает о теме даже меньше вашего. Или даже специально подосланный представитель фармкомпании, который к концу разговора подсунет вам рекламную листовку с названием лекарства.
Очень условно анонимов можно разделить на две группы — плохих и хороших.
«Плохие» — это любые люди, которые пишут тексты. Формально они могут даже не быть анонимами, а подписываться псевдонимом. Причина понятна: если в тексте ошибки, то нести публичную ответственность не нужно.
«Хорошие» — это журналисты или врачи, которые предпочитают не ставить под текстом свое имя, поскольку статья содержит элементы рекламы.
Подробнее о рекламе ниже, а сейчас резюмируем.
Хорошо
Известный врач/врач-блогер
Врач с регалиями (доктор или кандидат наук, врач высшей категории), большим опытом практической работы
Журналист с хорошей репутацией, который много пишет о медицине
Сомнительно
Автор, который пишет обо всем — от медицины и психологии до дизайна
Врач, о профессиональных качествах которого нет информации
Врач, который написал одну статью
Закрываем статью
Автор не указан, а сайт не внушает доверия
Автор указан, но других его текстов поисковик не находит. Это вообще реальный человек?
Реклама
Медицинский текст без рекламы — редкость. Но реклама рекламе — рознь. Моя степень доверия к ней зависит от типа.
Навязчивая. Баннеры, которыми наполнено большинство сайтов про здоровье в рунете. Облепляют текст со всех сторон, привлекая ваше внимание кричащими заголовками, натуралистичными картинками, скидками на лекарство или процедуру.
Я рекомендую не воспринимать такие материалы всерьез — в лучшем случае вы прочитаете перепечатку с другого ресурса. В худшем — совсем уж низкокачественный текст, который написали только для того, чтобы вы, заинтересовавшись заголовком, зашли на сайт. Чем больше человек поступят так же, тем дороже владельцы сайта смогут продавать рекламу.

Засилье кричащей рекламы, баннеры, не имеющие отношения к медицине, список тем статей на сайте, охватывающий все сферы жизни, - косвенные признаки того, что никакой надежной информации по теме вы не получите.

Скрытая, или нативная. Это когда в статье ненавязчиво упоминается конкретное лекарство, услуга или клиника.
С другой стороны, качество таких материалов может быть ниже, чем у независимых: заказчик, бывает, требует внести в готовый текст правки, которые подчеркнут достоинства его продукции. В итоге статья получается необъективной.
С одной стороны, хорошее медиа даже нативные материалы старается делать максимально честными. Хорошим тоном считается информировать читателя о том, что материал подготовлен на деньги спонсора.

Плашка с информацией о том, что материал партнерский, - прямо над заголовком.

К слову об авторстве: в нативной рекламе есть примеры хороших медицинских текстов, которые остались без подписи. Такое случается, когда специалист — врач или журналист — готовит рекламную статью, но не хочет портить себе репутацию не совсем объективным текстом, поэтому просит не указывать его имя.
По моему опыту, если под статьей нет подписи, но в ней есть ссылки на источники — это лучше, чем наоборот.
Бежать
10 баннеров на 3 абзаца текста
Кричащие заголовки, по которым стоит только кликнуть, чтобы...
В тексте пишут об исключительных преимуществах конкретного препарата
Насторожиться
Есть отметка «Партнерский материал»
Рекламный баннер лекарств или клиники рядом с медицинским текстом
Эксперт из текста зовет обследоваться у него в клинике

Запомнить: красные лампочки

  • В статье нет ссылок на источники информации.

  • Статья не подписана.

  • Статья обвешана рекламными баннерами с кричащими заголовками.

  • В тексте рекомендуют конкретный препарат и дают ссылку на его сайт.

Tags: #толькоспросить, интернет-консультант, медицина
Subscribe

Posts from This Journal “интернет-консультант” Tag

  • GO - гинеколог онлайн

    Возможно, не все мои новости актуальны, но они есть :) 31 марта под великолепным слоганом "Терапевт лечит человека, а гинеколог -…

  • Приложения для беременных: обзор 1

    Пока мой фаворит - "Я беременна" - приложение "с пяточками" Начало работы стандартное - вводим дату начала последней…

  • Приложения для беременных

    В конце февраля на Medscape попалась мне статья о приложениях для смартфонов, которые могут использовать беременные. Отложила в долгий ящик, но тема…

promo medgyna май 6, 2015 19:10 6
Buy for 30 tokens
Акушерско-гинекологическая служба "АТЕ- clinic" Большинство женских проблем намного легче предупредить, чем мужественно с ними бороться. Сегодня мы предлагаем нашим пациенткам новую концепцию акушерско-гинекологической помощи. Диагностика и лечение заболеваний, несомненно, важнейшее…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments